<a href="/node/173">завод1</a> <a href="/node/188">Econcar</a>

Статья в журнале "Мир нефтепродуктов" № 4

Вышла наша статья "Влияние катализаторов горения топлив на экологические и эксплуатационные параметры ДВС" в журнале "Мир нефтепродуктов"

 

ВЛИЯНИЕ КАТАЛИЗАТОРОВ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВ НА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВС
 
 
     В.Н. Скобелев, СПбГТИ (Технический университет), г. Санкт-Петербург
     В.В.Сердюк,  Д.В.Сердюк,  Л.А. Ашкинази, Международная Академия Прикладных Исследований, г. Санкт-Петербург
 
 
 
Одним из путей снижения токсичности отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является введение в топливо катализаторов горения [1]. В качестве катализаторов используются производные, в частности, комплексные соединения металлов в сбалансированном растворителе практически всех групп элементов периодической таблицы, включая лантаноиды, а также фуллерены.  Присадки добавляются в концентрации от 0,001 до 0,01%, и не изменяют физико-химических свойств топлива, а обеспечивают изменение процесса его горения, переводя в новый класс по выбросам, соответствующий выполнению норм   ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5 при работе на исправном двигателе.
 Одним из принципов действия таких присадок является увеличение коэффициента теплопроводности, что при одних и тех же градиентах температуры приводит к увеличению потока тепла от факела к   поверхности, что изменяет скорость горения. Так ведут себя металлы переменной валентности и металлы, легко ионизирующиеся при нагревании [2]. В факеле пламени при этом будет возникать слабо ионизированная плазма, обладающая большим коэффициентом теплопроводности.
          Наиболее интересным является введение в топливо таких элементорганических соединений, которые в процессе сгорания образуют активные катализаторы, влияющие на сгорание топлива непосредственно в рабочем процессе, повышают энергетическую и эксплуатационную эффективность работы ДВС, но остаются инертными соединениями в процессе хранения топлива. Такие катализаторы обладают высокой каталитической активностью, селективностью, стабильностью. Их высокая эффективность обусловлена уникальностью процессов переноса и распределения полей (зарядов), энергии, массы, происходящих при химических реакциях в системах, а также особенностями морфологии и энергетики развитых поверхностей частиц.
 Разработки катализаторов горения топлива были начаты еще в 80-х годах по заказу военно-промышленного комплекса СССР, а эффективность действия их в новых топливах подтверждена лабораторными, стендовыми и эксплуатационными испытаниями в ведущих научно-исследовательских центрах. В результате были разработаны катализаторы горения «МАПИ-0010» и «МАПИ-0011» [3]. Это малозольные присадки, содержащие    1 часть металла на миллион. Так как концентрация самой присадки в топливе составляет не более 0,01%, суммарное количество ионов металла, вносимое в камеру сгорания с присадкой, составляет примерно 1 грамм металла в виде ионов на 50 м3 топлива или, примерно, на 500 тыс. км пробега автомобиля, что явно ниже концентрации естественных примесей в топливе, которая может достигать 5-6 ppm [4]. При этом основная масса металла, входящего в состав катализатора горения, выносится с ОГ. Для гарантированного выноса такого ничтожно малого количества металла из камеры сгорания, в комплексных экологических присадках «МАПИ-0010» и «МАПИ-0011» дополнительно предусмотрен выноситель в концентрации, обеспечивающей содержание камеры сгорания и свечей зажигания в чистоте, в том числе и от отложений других  металлов. Разработанные присадки при повышенных температурах в области верхней мертвой точки (ВМТ) в присутствии кислорода образуют в объеме топливного заряда ультрадисперсную «завесу» частиц с сильно развитой поверхностью, которая резко увеличивает вероятность обрыва цепей и тем самым подавляет их разветвление и переводит предпламенные реакции в спокойное русло.
Цель введения добавок в моторное топливо – сохранение штатного режима работы двигателя. Прежде всего, это связано с необходимостью обеспечения мягкой работы его без «стука» и детонации. Проблема увеличения детонационной стойкости топлив является комплексной, решение этой проблемы не связано со свойствами одного только топлива. Как показывает анализ, проблема во многом определяется как характеристиками конструкции самой камеры сгорания, так и процессами теплообмена, происходящими в ней при сгорании топливного заряда. Эта проблема состоит из нескольких компонент и определяется динамическим соотношением скорости тепловыделения в остаточном топливном заряде в камере сгорания (КС) и скорости теплоотвода из его объема.  
Катализаторы горения обеспечивают следующие процессы, оптимизирующие работу ДВС:
             1. Замедление процесса сгорания, вследствие уменьшения стерического фактора и предэкспонента в константе скорости химической реакции, например, путем уменьшения величины газокинетического сечения молекул топлива при деструкции его молекул как показано в работе [5].                                                              
 
2.   Эффективность катализаторов горения обусловлена также наличием в них моющих компонентов и  органических радикалообразующих компонентов многократно участвующих в актах обрыва цепи, а при их «прилипании» к нагарам и отложениям в камере сгорания и газовыхлопном тракте, способствующих их выгоранию и очистке поверхностей.
     3. Ведение работы двигателя в штатном режиме путем интенсификации процессов теплоотвода из КС.
        В первом приближении процессу теплоотвода из камеры сгорания будет мешать последовательная цепочка следующих теплосопротивлений:
а - теплосопротивление продуктов сгорания самого топливного заряда;
б - теплосопротивление слоя нагара на стенках КС;
в - текплосопротивление в процессе теплоотдачи к охлаждающей стенке;
г- теплопередача через стеку КС к охлаждающей жидкости.
Очевидно, что уменьшением одного   из теплосопротивлений по-отдельности или комплексно можно добиться увеличения теплового потока.
         Использование присадок, обладающих расширенными моющими свойствами, в отличие от классических моющих присадок, приводит к удалению слоя нагара со стенок КС и тем самым убирает одно из теплосопротивлений,  что также приводит к повышению устойчивости топлива к взрывному горению.
Эффективность катализаторов горения, например «МАПИ-0010» и «МАПИ-0011», как раз и обусловлена наличием в них моющих компонентов и органических радикал-образующих компонентов многократно участвующих в актах обрыва цепи и очистке от нагаров и отложений в камере сгорания и газовыхлопном тракте (рис. 1-4). Удаление нагара из камеры сгорания приводит к снижению износа рабочих втулок цилиндра на 70% и поршневых колец в 1,5 – 3 раза, т.к. нагары являются абразивом [6].
 Положительное влияние присадки МАПИ-0011 наблюдается при сравнении состояния свечей зажигания работающих на штатном топливе и том же топливе, но уже с присадкой. Свечи зажигания полностью очищаются от нагаров и отложений метилов, если таковы были на свечах зажигания.
 
 

Рис. 1. Общий вид поверхностей впускного и выпускного клапанов после работы на бензине АИ-95
Рис. 2. Общий вид поверхностей впускного и выпускного клапанов после работы на том же топливе с катализатором горения
Рис. 3. Общий вид поверхностей поршней после работы на бензине АИ-95
Рис. 4. Общий вид поверхностей поршней, после очистки при работе на том же топливе  с катализатором горения

 
 Следствием очистки камеры сгорания и газовыхлопного тракта является:
- стабилизация работы двигателя на всех нагрузках, особенно на частичных;
- снижение расхода топлива до 7% и даже до 17% при работе на спортивном топливе в гоночных автомобилях, то есть зависит  от режима работы;
- увеличение мощности и К.П.Д.;
- улучшение экологических характеристик.
4. В работе [7] показано, что, при введении присадок, легко ионизирующихся при горении, в продуктах  горения возникает слабоионизованная плазма, значительно повышающая все коэффициенты теплообмена, что приводит к   уменьшению теплосопротивления продуктов сгорания   и к повышению детонационной стойкости топлив.
 
В табл. 1 представлены результаты стендовых испытаний катализатора горения МАПИ – 0011 на бензиновых двигателях различных типов. Более полный перечень организаций и результаты испытаний, проводивших как стендовые, так и эксплуатационные испытания, представлен в работе [8].
 
Результаты испытаний бензинов с каталитической присадкой  «МАПИ - 0011»
Таблица 1
 

Объекты испытаний и организация
проводившая испытания
Эффект от применения присадки
ЗМЗ 66, ЗИЛ 375,
бензин А-76
ВАТТ, г. Санкт-Петербург
Снижение СО до 70%, СН до 34%,
х до 62%, бенз(a)пирена до 100%, альдегидов 16%
ГАЗ 2410 (Правила ЕЭК ООН № 83-01)
 бензин А-76, А-92
ИЦАИ НАМИ, г. Москва
Снижение СО на 18%, СН на 13%, NОх на 10%, снижение расхода топлива на 3-5%
ВАЗ 211020 (Правила ЕЭК ООН № 83-02 (А)
бензин Аи-92
НИЦИАМТ, г. Дмитров-7
Снижение выбросов оксидов углерода и несгоревших углеводородов на 4-4,5%, оксидов азота на 3%.
PAYKAN 1380 (тест ECE 1504)
бензин Аи-92
Research Institute of Petroleum Industry
Иран
Снижение содержания СО на 37,2%,
СН на 23,7 %.
1,4FIRE 8V(Италия)
(Характеристики двигателя по Правилам ЕЭК ООН 85.00, Деректива ЕЭК 80/1269 с дополнением Дерективы 1999/99/WE;
Экология по Правилам ЕЭК ООН № 49 тест ESC)
Eurosuper 95,
BOSMAL® , Польша
 
 
Снижение удельного расхода топлива на 1,5 – 4,3%. Увеличение мощности на 1,2%.
 
 
Снижение содержания NОх на 1,8%.
ВАЗ-2108,
бензин Аи-92
СПбГТУ (Политехнический институт)
Снижение содержания СО до 23,4%, СН до 24,4%,х до 24%.Снижение удельного расхода топлива до 5,0%. Повышение крутящего момента до 4,3%.
ВАЗ-21083,
бензины ПТК Премиум А -95, Шелл V-Power A-95, Несте Футура А-95, Лукойл Экто А-95
СПбГТУ (Политехнический институт)
Снижение содержания СО до 23%, СН до 9%,х до 13%. Снижение удельного расхода топлива до 2,5%. 
Квалификационные испытания
бензин Аи-92
бензин Аи-95
25 ГосНИИ МО РФ, НАМИ-ХИМ, г. Москва
Снижение коррозионной активности бензина на 10%. Снижение массы отложений во впускной системе на 13,6%.
Снижение коррозионной активности бензина на 8,3%. Снижение массы отложений в камере сгорания относительно нижнего предела статистических данных на 5,3%.

В  случае дизельных топлив катализаторы горения действуют на сгорание топлива в КС  в основном, проявляя те же закономерности, что и в случае бензинов.
Однако в условиях избытка кислорода под действием каталитической присадки пари высоких температурах возникает новое явление  – деструкция крупных молекул углеводородов горючего.
При добавлении катализатора горения в топливо ускоряются процессы окисления, что приводит в дизельном двигателе к более полному сгоранию тяжелых фракций  в топливе, сгорающем в фазе догорания. Это приводит к уменьшению удельного расхода топлива. В присутствии катализаторов горения на последней стадии процесса происходит догорание топлива практически до конца, что приводит к более высокому давлению на поршень в заключительной стадии его движения к нижней мертвой точке (НМТ). Кроме того, продолжительность сгорания топлива снижается, а продолжительность выгорания половины топливного заряда увеличивается. Это означает, что в целом топливо сгорает быстрее, хотя и снижается максимальная скорость его сгорания. Т.е. на стадии начала горения катализатор тормозит скорость окисления топлива, а на второй, при догорании за фронтом пламени, ускоряет процесс горения и делает его более полным. В результате двигатель начинает работать «мягче», что снижает напряженность деталей ЦПГ и увеличивает ресурс двигателя [6].
Предполагается, что и  в бензиновом двигателе работа на топливе с катализатором горения  также приводит к более углубленному пиролизу неиспарившейся части топлива, т.к. сгореть эта часть топлива не может из-за недостатка кислорода, вызванного тем, что бензиновый двигатель работает с коэффициентом избытка воздуха близким к единице, что автоматически поддерживается электронным управлением двигателя.
Кроме этого, добавка «МАПИ-0011» оказывается одновременно и многофункциональной. Она самым активным образом влияет на полноту процесса горения, а также обладает моющими свойствами и является модификатором отложений нагара. Рассматривая  типичную индикаторную диаграмму работы двигателя с присадкой и без нее отмечается, что все характерные точки диаграммы при введении присадки синхронно смещаются вправо, относительно ВМТ (верхней мертвой точки), и вниз в первой части диаграммы и возрастают во второй части.
Минеральный компонент катализатора в этих условиях образует в объеме ультра- дисперсную «завесу» частиц, на сильно развитой поверхности которых могут происходить два процесса   - крекинг молекул топлива и активирование процесса обрыва цепей.
Очевидно, при этом возникают весьма благоприятные условия, как для каталитического, так и для окислительного крекинга (в присутствии избытка кислорода).
Как  дробление молекул горючего уменьшающего скорость тепловыделения, так и крекинг процесс, являющийся эндотермическим процессом - оба эти процесса приводят к относительному понижению температуры в КС. Максимальное давление в КС также становится меньше в присутствии присадки по сравнению с максимальным давлением без нее. Максимальное давление соответствует максимальным усилиям на детали конструкции. Поэтому уменьшение максимального давления в КС весьма актуально.
Кроме этого, введение каталитической присадки стабилизирует сам процесс горения.
В первом приближении, флуктуации максимального давления ∆Р и флуктуации момента времени   φ (угла поворота коленчатого вала) достижения его, также закономерно уменьшаются с увеличением концентрации присадки в топливном заряде. Площадь неопределенности (∆Р*φ~1/c) обратнопропорциональна концентрации присадки  введенной в топливо. Казалось бы, можно утверждать, что чем больше введено присадки в топливо,  тем стабильнее и ровнее будет протекать процесс сгорания в КС. Однако, это не так. Существует оптимальная концентрация присадок МАПИ-0010 и МАПИ-0011 равная 0,01% при которой достигается максимальный эффект более полного сгорания топлива со всеми вытекающими отсюда следствиями по эффективности.
Катализаторы горения способствуют уменьшению нагрузки на каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, так как происходит более полное сгорания топлива и количество вредных веществ в отработавших газах существенно снижается.
Следует обратить особое внимание на снижение содержания в ОГ оксидов серы и азота при работе двигателей на холостом ходу, что особенно характерно для двигателей городского автотранспорта много времени простаивающего перед светофорами и в дорожных «пробках».
Особый интерес представляют результаты замеров содержания диоксида серы в ОГ.
Содержащиеся в топливе сернистые соединения достаточно легко окисляются кислородом. Этот процесс катализируется железом, которое всегда присутствует в топливе вследствие коррозии металла.
Катализаторы горения приводят перераспределяют процесс горения таким образом, что в первую очередь кислород расходуется на окисление углеводородов и его не хватает на окисление серы, что и приводит к образованию элементарной серы, которая выносится с ОГ. Выбросы оксидов серы снижаются до 90 %.
Особое внимание должно быть уделено проблеме бенз(a)пирена (БП), который может вызывать рак нескольких локализаций, включая кожу, легкие, мочевой пузырь, кишечник. В присутствии наших присадок концентрация бенз(a)пирена, особенно при работе двигателя на дизельном топливе, резко уменьшается не только за счет понижения температуры в камере сгорания, но так де за счет увеличения полноты сгорания. Аналогичным образом можно объяснить и   понижении концентрации оксидов азота в выбросах.
В табл. 2 представлены результаты стендовых испытаний катализаторов горения в дизельных  топливах, в различных двигателях и организациях проводивших испытания.
 
Результаты испытаний дизельных топлив с каталитической присадкой «МАПИ - 0010»
 
                                                                                                                      Таблица 2

Объекты испытаний и организация
проводившая испытания
Эффект от применения присадки
2Ч 10,5/12
СПбГАУ, г. Санкт-Петербург - Пушкин
Полное удаление нагаров с деталей цилиндропоршневой группы.
2Ч8,5/11
Военно-Морская Академия, г. Санкт-Петербург
Снижение СН в ОГ на 35-40%, NОх на 30-35%. Снижение износа ЦПГ на 70%. Очистка камер сгорания.
КамАЗ-740
Академия Тыла и Транспорта, г. Санкт-Петербург
Снижение дымности на 62-100%, снижение расхода топлива на 6,25%, NOx до 22%.
ЧН 9,5/11
ЦНИДИ, г. Санкт-Петербург
Снижение: расхода топлива в среднем на 3,1%, содержания СО на 13-25%, СН на 8-30%, дымности на 17-52%.
8Ч 9,5/10
 ВИТУ, г. Санкт-Петербург
Снижение дымности до 60%, СН до 66%, NOx до 60%.
4Ч 8,5/11
ВИТУ, г. Санкт-Петербург
Снижение дымности на 60-80 % и
 удельного расхода топлива на 4-5 %.
Мини-ТЭЦ на базе ДГ мощностью 10 кВт ВИТУ, г. Санкт-Петербург
Устранение нагарообразования на поверхностях теплообменников.
Д-442-24И
ФГУП НИКТИД г. Владимир
«Лукойл-Владимирнефтепродукт»
Снижение эмиссии СО на 13%, СН на 4%. Снижение дымности на 9 -24 %.
 
12ЧН18/20 (М787ГМ)
ОАО «Звезда», г. Санкт-Петербург
Снижение эмиссии СО на 4,0% и дымности на 5,7%.
3DNL170/600HF фирмы Bolens
ЦНИИМФ, г. Санкт-Петербург
Снижение эмиссии СО на 12%, NOx на 9%. Снижение дымности на 30 %. Снижение часового расхода топлива на 1,6%.
6ЧН 21/21 (Д222)
ЗАО «Волжский дизель им. Маминых»
Снижение эмиссии   NOx на 8-38%.
Снижение дымности на 8-73 %.
КамАЗ 7408.10
СПбГТУ (Политехнический институт)
Снижение содержания СО до 25,8%, СН до 34% Снижение дымности до 60,5%. Снижение удельного расхода топлива до 7,5%. Увеличение к.п.д. до 6,2%
Установка НАМИ-2ДК
НАМИ-ХИМ, г. Москва
Снижение: расхода топлива, дымности в среднем - 10%. Моющие свойства - 20%

 Представленные данные показывают, что положительный эффект от применения каталитических присадок наблюдается независимо от методики испытания, сорта топлива и марки двигателя.
Применение катализаторов горения в различных топливах дает возможность снизить требования конкретного двигателя к октановому числу бензина и цетановому числу дизтоплива, вследствие очистки камеры сгорания и регулирования процесса горения. Применение катализаторов горения позволяет двигателю проработать некоторое время на низкокачественном топливе без заметного вреда для ДВС. Известно, что при накоплении в камере сгорания нагара с низкой теплопроводностью и теплоемкостью, требования к октановому числу бензина могут повыситься на 10-12 пунктов.  
Результатом действия катализаторов является увеличение полноты сгорания топлив и снижение вредных выбросов с отработавшими газами. Это особенно актуально для мегаполисов, городов с повышенной загрязненностью воздуха и архитектурно-исторических памятников. Ниже, в табл. 3, приведены сводные данные по технико–эксплуатационным и
экономическим характеристикам работы ДВС, как следствие  влияния каталитических присадок на закономерности процесса горения топлив в КС.
Влияние присадок на процесс горения и технико–эксплуатационные характеристики работы ДВС, связанные с рассмотренными выше закономерностями.
 
Эффекты от применения катализаторов горения в топливах.
                                                                                                                             Таблица 3.

Двигатели с воспламенением от искры
Наличие эффекта(%)
Двигатели с воспламенением от сжатия
Наличие эффекта (%)
1
2
3
4
Замедление горения в первой половине процесса
уменьшене «жесткости» работы
двигателя
+
уменьшение «жесткости» работы двигателя
+
снижение износа ЦПГ
+
снижение износа ЦПГ
70
увеличение ресурса двигателя
+
увеличение ресурса двигателя
 
+
Увеличение полноты догорания на конечной стадии расширения
увеличение крутящего момента
 
4,3
увеличение крутящего момента
 +
увеличение мощности
1,2
увеличение мощности
+
увеличение к.п.д.
max 8,7
 увеличение к.п.д.
max 6,2
уменьшение расхода топлива
А 76
Аи 92
Спортивные топлива при повышенных оборотах   
 
до 8%
 до 5%
 
до 17%
уменьшение расхода топлива
max 7,5
снижение шума работы двигателя
+
снижение шума работы двигателя
+
                                         Моющие свойства присадки
очистка камеры сгорания Аи 95Е
До 100
очистка камеры сгорания
+
снижение  отложений в КС
5,3
удаление нагара с деталей ЦПГ
80
снижение  отложений во впускной системе
13,6
удаление нагара с выпускного коллектора
70
раскоксовывание поршневых колец
100%
снижение нагара на поверхностях теплообменников
36
удаление отложений со свечей
100%
 
 
Стабилизация горения топлив с присадкой
Снижение эмиссии вредных веществ в выхлопных газах, %
Дымность
+
Дымность
До 90
Оксиды азота
 до 55
Оксиды азота
до 50
Оксид углерода
до 85
Оксид углерода
до 85
Диоксид серы
до 70
Диоксид серы
до 90
Углеводороды
до 80
Углеводороды
до 65
Бенз(a)пирен
до 90
Бенз(a)пирен
до 40
Альдегиды
до 16
Альдегиды
до 60
Аэрозоль
+
Аэрозоль
до 20
Масляный туман
до 100
Масляный туман
до 20
Технические преимущества катализаторов горения
снижение коррозионной активности при хранении – Аи 92               Аи 95   
 
 
10
8,3
снижение расхода масла на угар
 
20

 
Выводы:
 
1 Применение катализаторов горения уменьшает максимальную скорость тепловыделения в КС, а с ней и  «жесткость » работы двигателя.
Максимальное давление также становится меньше в присутствии катализаторов горения по сравнению с максимальным давлением без них. В результате двигатель начинает работать «мягче», что снижает напряженность деталей ЦПГ и увеличивает ресурс работы самого двигателя.
2. Элементорганическая компонента присадки, разлагаясь, образует завесу частиц, на поверхности которых идет окислительный крекинг молекул топлива, что приводит к заметному подскоку давления в КС до точки отрыва.
3. Каталитический крекинг молекул топлива приводит к получению компонентов меньшей молекулярной массы и замедляет окислительные предпламенные реакции, что приводит к уменьшению максимального давления в КС и переводит работу двигателя в менее жесткий режим.
4. В присутствии катализаторов горения площадь под индикаторной кривой заметно увеличивается. Наблюдается заметное сравнительное превышение площади под кривой давления при работе на топливе с  присадкой, что свидетельствует об увеличении полноты процесса догорания. Это является свидетельством воздействия каталитических компонентов присадок,   что приводит к очищению стенок КС от излишнего нагара и минеральных отложений (моющий эффект присадки).
5. Использование предложенных каталитических присадок «МАПИ-0010» и «МАПИ-0011» позволяет стабилизировать процесс горения топлива в КС.
6. Стабилизация флуктуаций температуры в объеме КС, равномерность горения топливо – воздушной смеси по объему цилиндра и снижение максимальных локальных температур уменьшает образование окислов азота (по данным эксперимента  на до 50-70%). Моющие свойства присадки способствуют более полному химическому превращению углерода, в результате чего резко сокращается выброс сажи (на 60-90%).  
В конечном счете катализатор горения заметно уменьшает количество вредных примесей в продуктах сгорания,  что положительно сказывается на экологии, что особенно актуально для мегаполисов, городов с повышенной загрязненностью воздуха и архитектурно-исторических памятников
 
 
Литература
1. Данилов А.М. Применение присадок в топливах для автомобилей: Справ. изд. –М.: Химия, 2000 - 232 с.
2. Патент России 2226206, патенты США 6969773,    6808621.
3. Патент России 2427614.
4. Закожурников Ю.А. Хранение нефти, нефтепродуктов и газа: учебное пособие для СПО.-Волгоград.: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2010.- 432с.
      5. Скобелев В.Н., Хотунцова С.В., Сердюк В.В., Ашкинази Л.А.. Новые топлива с присадками. // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург,1 -3 июня, 2004. - СПб: Академия прикладных исследований, 2004. С.135-142.
      6. Сердюк Д.В., Скобелев В.Н., Лавров Ю.Г., Сердюк В.В., Кудян А.А., Ашкинази Л.А.. Новые топлива с присадками. // Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург,14 -15 сентября, 2000. - СПб: Академия прикладных исследований, 2000. С.116-124.
       7. Скобелев В.Н., Сердюк В.В., Ашкинази Л.А. Новые топлива с присадками. // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург,1 -3 июня, 2004. - СПб: Академия прикладных исследований, 2004. С.123 -134.
       8.   Скобелев В.Н., Сердюк В.В.,  Сердюк Д.В., Ашкинази Л.А. Химическая промышленность, 2010 г, т. 88, № 6, с. 309-324.